Екатерина Пашинина
Екатерина Пашинина
Детский и семейный психолог

Ребенок не хочет учиться

Растили, воспитывали… Быть может даже занимались ранним развитием -  и тут раз! – ребенок не хочет учиться. Не хочет и все!

Сколько разочарования, гнева и поднимающейся волны возмущения возникает в нас когда такое происходит. Мы пробуем решить это сами, заставляем, ругаемся, приводим собственный пример, требуем. «Ты должен учиться -  это твоя работа!», «Кем ты вырастешь если не будешь учиться?», «Чтобы чего то достичь – нужно много учиться!».

Ломается привычная и выстроенная нами картинка восприятия -  вот он в дошкольном учреждении, еще немного и школа, а потом непременно институт. Иностранные языки - тоже обязательное условие для успешности.  И вот мы затрагиваем прежде всего уже собственные страхи – безусловно мы тревожимся и хотим для нашего чада лучшего. Я всегда предлагаю родителям, которые пришли с такими волнениями прежде всего разобраться в том – что именно их тревожит в возникшей ситуации? Кто реагирует на нее наиболее остро из семьи? Что изменилось в вашем доме, когда вы столкнулись с этой трудностью? Иногда нам бывает полезно с высоты лет вернуться в свои школьные годы и вспомнить -  насколько все шло гладко? А как наши родители реагировали на это? Что вынесли мы ценного из того времени?

Школьные годы пройдут. Редко бывает так, что мы сталкиваемся с реальной проблемой неспособности ребенка получить аттестат. Это отдельная тема, не касающаяся простого нежелания и снижения успешности… И что же у нас останется?

Останутся отношения с нашим ребенком! Да-да, с тем выросшим, не всегда покорным малышом, которому будет 20… 30… и мы останемся не с его школьным не радующим дневничком, а с близким человеком и теми отношениями, которые будут между нами. Поэтому попробуем разобраться в том, что же все же происходит, быть может, отойдя от столь ярких эмоций.

Познавательная активность ребенка проходит разные стадии своего развития. Задачи его на каждом возрастном этапе различны, поэтому прежде всего мы должны прислушаться к тому что происходит с нашим ребенком на данном этапе и чем он сейчас живет. Из своего опыта я могу сказать одно – нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы расстроить своего родителя двойками! Безусловно, для любого поведения и отказа есть причины и конечно для каждого ребенка они могут быть своими и эти причины могут лежать достаточно глубоко.

Среди наиболее распространенных причин отказа учиться или снижения успеваемости можно выделить следующие.

Личностные особенности ребенка

К ним могут относиться - низкая самооценка, неуверенность, повышенная тревожность, сниженная стрессоустойчивость, сложности во взаимоотношениями со сверстниками или учителем, различные страхи. Также могут иметь большое значение особенности темперамента, волевой и эмоциональной регуляции ребенка.

Проблемы в семейных взаимоотношениях

Вероятно вы задумаетесь. Как же так? Причина в успеваемости, а мы сейчас рассуждаем о семье?! Бывает так, что нежелание учиться или снижение успеваемости мы можем наблюдать как способ привлечения ребенка вниманию к себе. Теперь мы все объединились и пытаемся решить эту проблему, ругаемся, принимаем какие-то меры, а ребенок вот он - на центральной арене! А бывает и так, что такие сложности могут указывать на протестное поведение. Кто-то из детей реагирует на происходящее во взаимоотношениях снижением настроения, бурными реакциями, а у кого то это приводит к снижению успеваемости или к более частым болезням.

Недостаточное развитие учебных умений и навыков или учебной мотивации

Нередко приходится сталкиваться с тем, что долгое время эта проблема оказывается незаметной, и к среднему звену школы оказывается, что ребенок испытывает сложности с организацией собственного учебного процесса – анализом текстов, установлением логических связей в усваиваемом материале, умением вычленить главное, способностью рационально организовать время для выполнения домашнего задания. А быть может у ребенка и вовсе нет учебной мотивации.

Недостаточное развитие интеллектуальных компонентов

Снижение успеваемости может быть также связано с особенностями развития у ребенка внимания, памяти, восприятия, мышления и других важных функций… Здесь не всегда родителю удается самостоятельно определить в чем конкретно лежит сложность, и на помощь могут привлекаться специалисты которые помогут определить причину низкой успеваемости.

Итак, мы видим, что пласт поднятых проблем может быть совершенно обширен, часто он гораздо глубже поднятой темы «Он не хочет учиться», но этот вопрос обязательно нужно решать. И решать как можно раньше.