Екатерина Пашинина
Екатерина Пашинина
Детский и семейный психолог

Игрушки наших детей

Игрушки и детство неотделимы. Сегодня купить ребенку игрушку проще простого – полки магазинов заполнены товарами для любых возрастов, предпочтений и достатка. Игрушек много - они разнообразны, ярки, привлекательны, насыщены звуковыми, световыми и различными интерактивными эффектами. Ежедневная игра современного ребенка наполнена разнообразной сенсорной стимуляцией!  Безусловно это важно для того, чтобы психика ребенка была готова войти во взрослый современный мир насыщенной потоками информации в различных ее видах.  Уже на ранних этапах нервная система детей учится этому благодаря играм, так отличающимся от игр нашего детства и уж тем более наших бабушек и дедушек.

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, мне хотелось бы рассказать о некоторых важных моментах, на которые стоит обратить внимание с точки зрения детской психологии.

О пользе и развивающей функции игрушек

Информационное поле современного родителя сильно перегружено – производители предлагают огромное количество товаров. Тонкие маркетинговые ходы и скрытая реклама, рассказывающая о удивительных развивающих способностях игрушек определенного производителя повышают продажи. Однако стоит иметь ввиду, что современные игрушки не подвергаются длительным и серьезным исследованиям, относительно возможных воздействий на неокрепшую психику ребенка.  

Поэтому думающему родителю самому приходится принимать решения и быть внимательным к тому, с чем будет взаимодействовать ребенок. На мой взгляд, особенно важно это в раннем возрасте.  Никто серьезно не исследовал, как воздействует проектор «звездное небо» проецирующий световые эффекты на потолок в темной комнате малыша или к примеру, постоянно включенный мобиль с вертящимися по кругу предметами над кроваткой младенца.

Как психолог, я отнюдь не отрицаю их использования, но точно уверена, что песня матери полезнее для полноценного развития эмоциональной сферы и развития слухового восприятия младенца, чем электронная музыка… Также как погремушка в руке и разговор с малышом, гораздо лучше монотонно вращающихся предметов.

Выбирая очередную игрушку для вашего ребенка иногда стоит абстрагироваться от многообещающих надписей на этикетке и попробовать ответить на ряд вопросов:

  • Для чего именно эта игрушка моему ребенку?
  • Как она может помочь в его развитии?
  • Только ли она справится с этой функцией? (быть может у него уже есть ряд подобных игрушек и в этот момент стоит отдать предпочтение какой-то другой)

Внимательно ознакомьтесь с игрушкой. Для примера представим разнообразные интерактивные игрушки, направленные на обучение и ознакомление ребенка с алфавитом. На деле же – многие из них демонстрируют неправильное произношение! Обучая ребенка чтению, мы всегда сначала знакомим ребенка со звуком, а не названием буквы. Для правильного и быстрого овладения навыком чтения это имеет огромное значение! Выходит, в том, что ребенок научится называть букву «МЭ», а не «М» нет никакой пользы!

Иногда мы покупаем игрушки исходя из того, что они просто нравятся нам или нашим детям. Или мы просто хотим иметь немного больше свободного времени, в то время пока ребенок будет играть.

Помните, обдуманное отношение к покупке может избавить вас от покупки ненужных или не очень полезных игрушек, и каждая такая покупка влияет на вашего ребенка.

О количестве игрушек

У большинства современных детей огромное количество игрушек. Вспомните сколько их у вашего ребенка? Тут счет пойдет на ящики и полки… В какие из игрушек он действительно часто играет? Выше мы говорили, что многообразие игрушек готовит ребенка к современному миру и его насыщенности, но во всем следует искать золотую середину.

Дело в том, что большое количество игровых предметов влияет на способности сосредоточения и развития внимания ребенка. Стандарт восприятия человека 7 +/-2. Это значит, что мы способны хорошо воспринять от 5 до 9 объектов одновременно. Заглянув в ящик с игрушками глазами ребенка, мы увидим там не 5-9 предметов, а совсем другую картину… Что дальше?

Здоровая нервная система реагирует на каждый предмет (в этом ее задача), предметов много и внимание ребенка постоянно подвергается рассеиванию… Ребенок берет то одну, то другую игрушку, то сразу несколько и полноценной длительной фиксации внимания на какой-то одной игре не происходит. Знакомая для многих родителей ситуация. Кто-то из детей хорошо с этим справляется, а для кого-то было бы полезнее гораздо меньшее количество игрушек. 

Большое число игрушек не дает ребенку ощутить ценности предмета (ведь их и так много и купят еще!), современные дети зачастую затрудняются выбрать любимую игрушку…

Поэтому предлагаю внимательно относиться к количеству игрушек в которые играет ваш ребенок. Видите, что перебор – проведите эксперимент. Сложите и уберите часть игрушек в шкаф или на балкон. Через две недели достаньте то, что убрали и замените часть тех, которые были в зоне доступа ребенка. Посмотрите на реакцию ребенка от вновь увиденных игрушек, в которые он, казалось бы, уже и не играл. Особенно важно это правило для детей подвижных, активных, не способных длительно сосредотачиваться.

О чрезмерной однозначности и атрибутивности современных игрушек

Игрушек много! Купить можно все – одежду и обувь для кукол, набор строителя, доктора, парикмахера, предметы быта и посуду… Казалось бы – что плохого? Родители сами часто получают радость и удовольствие от покупки новых игрушек ребенку. А вот с точки зрения детской психологии есть над чем задуматься… Если раньше ребенку приходилось создавать самому, мыслить и замещать, то теперь это не требуется. Все есть в готовом виде. Ребенку нет необходимости что-то придумывать, подключая свое воображение и мышление.

Нет градусника – возьмем палочку или карандаш вместо него, нет телефона – телефоном будет спичечный коробок – такие замены важный этап развития мышления, огромная полезная игровая работа на пути к успешному обучению. Таким образом, чрезмерная атрибутивность современных игрушек, лишает ребенка легкого и естественного развития опосредования. Поэтому не стоит расстраиваться, если вы не смогли купить все игрушки своему малышу, этим вы открываете возможности развития его интеллекта. Полезным будет также научить ребенка замещать игрушки или предметы, создавайте что-то совместно - домик из коробки, стул из кубика… Смастерите что-то своими руками! И скоро вы заметите, как ребенок начнет активно использовать эти навыки в своих играх.

Об игрушках можно говорить много и долго, сегодня мы обсудили только общие моменты и подходы. Также существуют особенности игр и игрушек в зависимости от возраста и этапа развития ребенка. Надеюсь, этот материал поможет вам немного по-другому взглянуть на детские игрушки.

Хороших и добрых игр вам и вашим детям!